Применение триз в детском саду презентация. Презентация «использование технологии триз в речевом развитии дошкольников
1 из 49
Презентация - Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
7,103
просмотра
Текст этой презентации
МБДОУ «Детский сад №60» г. Воронеж
подготовила:воспитатель
Разова Анна Сергеевна
2016г
Использование элементов технологии ТРИЗ для развития речи дошкольников
Общее недоразвитие речи – (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
У детей с ОНР также нарушена связная речь, связное речевое высказывание отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.
В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников в русле ведущего вида деятельности – игре. Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому я использую методы и приёмы ТРИЗ.
Т - теория Р - решения И - изобретательских З - задач Разработана бакинским ученым, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".
В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.
ТРИЗ способствует:
Формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением
Создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования
Предусматривает развитие у детей фантазии
Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приемы изобретательских задач (ТРИЗ).
Вот некоторые из них:
1. Мозговой штурм
4. Метод фокальных объектов
5. Метод Робинзона
6. Да-нет-ка
3. Морфоло-
гический анализ
7.Типовое фантазирова -
ние
8.Системный оператор
2.Синектика
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Темы:
Как уберечь продукты от мышей
Как не намокнуть под дождем
Как мышам достать сыр из-под носа кота
Как выгнать лесу из заюшкиной избушки
Как потушить пожар, если в доме нет воды
Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его
Как оставить кусочек лета в зиму
1. Мозговой штурм
2. Синектика (метод аналогий):
а) Личностная аналогия (эмпатия). Варианты заданий:
изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного
кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а
хочет спеть песню. Прохрюкай знакомую песенку или промяукай.
б) Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-стрекоза, подводная лодка-рыбы).
в) Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
3. Морфологический анализ Цель: выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
Лучше всего начинать работу по методу морфологического
анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать
новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам
образ молодого человека, доброго, смелого, сильного,
красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа.
Выделим основные критерии, по которым можно
охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место
жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда.
Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством
детей (от двух до пяти).
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер
Ребенок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый
Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный
Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик
Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак
4. Метод фокальных объектов (МФО)
(МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются»
свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.
Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и
вызывает интерес. Детям предлагаются 2 слова и быстро выделяются свойства
каждого из названных предметов или явлений.
Стол Метеорит
круглый искрящийся
кухонный горячий
пластмассовый стремительный
Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.
Например, машина: стремительная - быстро едет; горячая - везет горячий хлеб; искрящаяся - летающая тарелка; кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.
5. Да – нет - ка
Этот метод дает возможность научить детей находить
существенный признак в предмете, классифицировать
предметы и явления по общим признакам, слушать и
слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы,
точно формулировать свои мысли.
Правила игры: загадывается объект животного или
рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте.
На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Первые
вопросы должны быть наиболее общие:
- Это живое? - Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п.
Когда общая категория установлена, задаются более
конкретные вопросы домашнее ли это животное? Хищное?
Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на
догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Задумано число 3 из первых пяти цифр- Это число больше 2?- Это число меньше 4?
6. Метод Робинзона
Формирует умение находить применение казалось бы совсем
ненужному предмету. Может проводиться в виде игры
«Аукцион». Предлагается детям предмет (фантик от жвачки,
колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно
больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал
последнее предложение.
Следующий вариант:
Представьте себя на необитаемом острове, где есть только…
(скакалки, битые лампочки, конфеты, пустые пластиковые
бутылки). Необходимо выжить на этом острове, используя только
этот предмет, в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и
одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды, строят
дома и т.д.
7. Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому
рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с
использованием конкретных приемов: изобретательская задача - дошкольное
Творчество:
а) уменьшение-увеличение объекта (выросла репка маленькая - премаленькая. Продолжи сказку);
б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
в) дробление-объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
г) оператор времени (замедление-ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй какой была твоя мама в детстве);
д) динамика-статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
8. Системный оператор
Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно
мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более
мелкие части. Все системы существуют во времени. Работа с системным
оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и
описывать систему связей любого объекта материального мира: его
назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и
строение.
Например, пылесос - это система, состоящая из таких частей, как корпус,
шланг, щётка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы
«бытовая техника». Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из
каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка,
одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения
данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот
предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется
возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции,
внешний вид, как он будет называться и т.п. Целесообразно предложить детям
закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно
будущее объекта).
Прошлое Настоящее Будущее
Веник Пылесос Скоростной аппарат по уборке помещения
Саженец Дерево Пень
Что предмет представлял собой в прошлом
Как будет выглядеть предмет в будущем
Программа ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий с детьми
Игры с элементами
ТРИЗ
«Угадай, что я загадала»
«Сказка наизнанку»
«Что-то часть чего-то»
«Что из чего?»
«Фантазия»
«Теремок»
«Чем был – чем стал»
«На что похоже?»
«Плохо-хорошо»
«Найди друзей»
«Цепочка»
«Перевертыши»
Игра «Раньше – позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
Игра «Лимпопо»
Игры на выявление функционального назначения объектов
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего.
Ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя: Я – Я умею прыгать. Я – Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – Я тоже прыгаю, когда рисую точки.
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Л: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. Л: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.
«Кто-кто в теремочке живет?»
- Расскажите сказку "Теремок". Давайте разыграем ее так, как это делают в стране Перевертышей.
- Возьмите рисунок и играйте за нарисованный предмет. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... Воздушный шарик. А ты кто? - А я - ... Футбольный мяч. Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то
не может ответить, то помогают остальные дети.
Игра «Теремок»
Игра «Пять волшебников»
Лексическая тема: «Овощи». Волшебники Рассмотрите помидор. Что о нём скажет каждый волшебник?
Волшебник глаз: «Он красный».
Волшебник нос: «Он вкусно пахнет».
Волшебник рот: «Он кислый, бывает сладкий».
Волшебник рука: « Он твёрдый, а бывает и мягкий».
Волшебник ухо: «Он тихий и его неслышно, он не пищит, не
свистит, не шумит».
Помощники умной головы
Игра «Почему так произошло?»
1. Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1. Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1. Молоко выкипело.
2. Самолет совершил вынужденную посадку.
1. Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1. Котенок подошел к блюдечку.
2. Мальчик не выучил урок.
Игра «Путаница»
Однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях.
Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил
составить предложения из слов, то у него получилось что-то
необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении,
убрать его, а на его место поставить другое.
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Игра «Кто в кружочке живет»
Игра «Паровоз»
Цель: автоматизация отрабатываемого звука
Первый участник: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Второй участник: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…».
Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!
В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!
Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»
4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 3. Развитие качеств творческой личности.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.
Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развивает потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.
1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо. Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
1. Принцип свободы выбора в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. 2. Принцип открытости нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
3. Принцип обратной связи воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. 4. Принцип идеальности творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов. 5. Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
«Поиск аналогов» необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины). «Поиск противоположного объекта» необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег шерсть (холодный теплая), уголь (белый черный), металл (легкий тяжелый), камень (мягкий твердый).
«Хорошо–плохо» берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. «Выбери троих» из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.
«Поиск общих признаков» берутся два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков. «Да–Нет» игроки разгадывают тайну, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить Да или Нет. «Что умеет делать?" Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. « Что бывает…» Что бывает (зелёным, желтым, красным, соленым, мокрым, круглым,…)? «Чем может быть?» Воспитатель называет предмет, а ребенок продолжает называть его свойства.
«Польза - вред» Воспитатель называет предмет, а дети, в зависимости от свойства предмета, объясняют его пользу и вред. «Преврати себя» Например: ребенок превращается в цветок… О чем он мечтает? Что он видит ночью? Кого боится? О чем шепчутся лепестки? «Кто у кого» Воспитатель бросает мяч всем детям по очереди, называя животное, а ребенок возвращая мяч называет его детеныша.
Активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико- грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
- автор - отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998)
- Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.
ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА .
В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
- Выслушивать каждого желающего.
- Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
- Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно!
- Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
- Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
- снимается чувство скованности,
- преодолевается застенчивость,
СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ – ДЕТИ: В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОНИ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей
- снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,
- развивается воображение, речевая и общая инициатива,
- повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
- ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"
(Генрих Саулович Альтшуллер).
- Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.
- Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:
Для чего?
Чем можно заменить?
Чем хорош?
Чем плох?
Чем полезен?
Чем неудобен?
Что делать?
Где можно использовать?
Как быть если…?
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ТРИЗ
- Прогнозирование -- прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
- в объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться;
- объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта(карандаша) нет;
- объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
- Противоречие - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий - объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
- во времени -
в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла);
- в пространстве -
одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
- в системах -
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
- в отношениях -
объект для одного обладает одним признаком, а для другого - противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).
- «ДА- НЕТКА» -- ВИД ЗАГАДКИ, В КОТОРОЙ ОТГАДЫВАТЬ НУЖНО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ».
Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.
«Да- нетки» бывают
- объектные (загадывается один объект)
- ситуационные - «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
- числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов),
- линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали),
- плоскостная (предметы располагаются на плоскости),
- объемная (предметы располагаются в пространстве).
Например:
– Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно.
И т.д., пока слово не будет угадано.
- ЭВРОРИТМ - ПРИЕМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПО ПЛАНУ:
- функция и противоречия в данном объекте;
- варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);
- анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
- анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
- анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
- придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
- МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ -
Суть метода заключается в следующем:
- детям предлагается назвать три любых объекта.
Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.
Например Фонарик.
- Случайные объекты Очки, валенок, парашют.
- Характерные свойства или признаки случайных объектов
Очки: солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
- Новые сочетания
Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
- Новые идеи
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
- Метод маленьких человечков (ММЧ ) - прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.
ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
Беседа о мыльных пузырях.
Игрушка .: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!
Воспитатель .: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей?
Игрушка .: Так мы же сами его надуваем!
Воспитатель .: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь...
Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются?
Воспитатель : У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.
Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?
- МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.
Например, с детьми можно решать такие проблемы: -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги.
Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.
- МЕТОД КАТАЛОГА
- Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
- Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд.
Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.
- МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
- Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта.
- Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
- Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
- Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.
Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема?
- Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.
В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.»
- Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!
УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ
- Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.
Сонный – погружённый в сон, спящий.
Подвижный – быстрый, в движении.
- Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
- Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,
Какой? Что такое же?
Котёнок - сонный - девочка
Пушистый - тигр
Тёплый - одеяло
- Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:
Сонный, но не девочка,
Пушистый, но не тигр
Тёплый, но не одеяло.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ»
В гости приходит волшебник «Дели – давай»
- первым шагом мы называем шаг «дели» , то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали.
- шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.
Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:
- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите.
Наши глазки закрываем
В мир волшебный попадаем
Руки вверх, руки вниз
Глаза открой и удивись.
Что слышат наши уши?
(Например, в картине «Кошка с котятами» ушки услышат мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.)
Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д.
Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?
(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.)
А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.
- Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.
Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.
- Следующий шаг - разные точки зрения.
Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.
Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?
Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.
- После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.
Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.
СИТУАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК
- Некто пострадал из-за собственной щедрости
«Заюшкина избушка»
- Он много хвалился, за что и поплатился
«Колобок»
- Он её освободил, потому что полюбил
«Царевна- лягушка»
- Она молчала, потому что любила
«Дикие лебеди»
- Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашел
«Золушка»
- Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла.
«Три медведя»
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Здесь ребенок учится находить нужное решение поставленной задачи через выявление и формулировку противоречий, используя при этом различные ресурсы.
Решая задачи, встающие перед героями этих историй, дети приучаются творчески мыслить, снижая при этом стереотипность мышления и, самое главное, они понимают, что из любого затруднительного положения всегда можно найти выход!
ЯМКИ
Ранним солнечным утром маленький львёнок набирал совочком песок и насыпал его в ведёрко. Наполнив ведерко, он высыпал песок обратно в ямки. «Вот интересно, - думал львёнок, - если я выкопаю много-много ямок, а затем насыплю туда камушки, будет это похоже на берег озера?»
«Здравствуй, маленький львёнок», - он и не заметил, как вернулась умная черепаха, которая была в гостях у знакомой ящерицы.
«Чем это ты занимаешься?» - спросила черепаха.
«Я выкапываю ямки, а потом их закапываю», -простодушно ответил львёнок.
«Мда-а, - произнесла умная черепаха, - а ты не думал заняться чем-нибудь полезным?»
«А что значит заняться полезным?» - львёнок перестал копать и посмотрел на черепаху. «Ну как тебе объяснить? - черепаха сняла очки и задумалась. - Вот ты выкапываешь ямки, а для чего?».
«Просто так, я же играю», - искренне ответил маленький львёнок.
«А ты не думал, что можно играть и в то же время делать что-нибудь нужное?» - спросила черепаха.
«Как это?» - удивился львёнок.
«Допустим, ты выкапываешь ямки, а затем сажаешь туда маленькие кактусы и поливаешь их водичкой, - объясняла черепаха. - Ты одновременно играешь и приносишь пользу». «Ух ты! - восхищённо произнёс маленький львёнок. - Можно ещё рыхлить землю под пальмами, и от этого тоже будет польза».
«Ну конечно, - улыбнулась умная черепаха и спросила: - А что ещё можно делать играя, но с пользой?»
Подумайте, что ответил львёнок.
КАКТУСОВЫЙ САД
Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад - будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно, - согласилась черепаха, - но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» - огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха
«Ура! У нас будет кактусовый сад!» - обрадовался маленький львёнок. «Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась копать ямки для кактусов.
Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, дотронулся до него, но тут же отдёрнул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!». Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто просто так его не хватал». «Ну как же я его возьму-у?» - продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить его, и не должен колоться, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус не уколовшись?» - спросил львёнок.
Подумайте, что предложила львёнку черепаха?
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ОПЕРАТОР РВС.
Воспитатель ГБОУ Школа 117, д-о 3 «Карусель»
Г. А. Салихова
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач , как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.
ТРИЗ в дошкольном детстве -
ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД
ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА
- Р - размер
- В - время
- С - стоимость
- Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений.
- Развитие речи.
- Развитие фантазии.
Сущность:
Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве.
- Уменьшить(увеличить) размеры объекта от заданной величины. Как теперь решается задача?
- Уменьшить(увеличить) время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины. Как теперь решается задача?
- Мысленно снизить(повысить) стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины. Как теперь решается задача?
Результат:
С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи.
Достоинства:
Организует активное мышление
Моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.
Недостатки:
Не содержит достаточно четких процедур решения задач.
- У каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры.
- После того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных размерах объекта.
- Это же правило относится ко времени процесса (или скорости движения объекта), стоимости (допустимым затратам).
- Оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям – не надо их исключать.
- Не спешите! Мысленные операции надо вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному.
- Оператор РВС – это своего рода психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи. Это мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.
Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к колобку, гусенице, наперстку?..
2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и будущее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предотвратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?
Что бы могла сделать Золушка, имея такую машину времени?
Спасибо за