«Инновационные методы работы с родителями. Инновационные формы взаимодействия с семьёй Инновации в работе с родителями доу
Болдырева Татьяна Юрьевна
Ремнёва Лариса Петровна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДО №28 «Ладушки»
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
- Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
- использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
- совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
- день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
- «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
- Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
- детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
- мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
- собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
- собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
- собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
- родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
- тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
- клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
- выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).
В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
- Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
- Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.:Каро, 2005.
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011
Инновационные формы взаимодействия родителей и педагога.
«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей».
В.А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Образовательные организации играют важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к образовательным учреждениям.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и образовательных организаций.
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Но как показывают проведенные исследования отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
родительские университеты;
конференции;
индивидуальные и тематические консультации;
родительские собрания;
тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
родительское общественное патрулирование;
шефская помощь
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным относятся:
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые . И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму.
Классные собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться? », «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей? ».
Родительские конференции . Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции Завершить конференцию можно совместным концертом детей.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации , которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет . Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Родит. комитеты, посещение семей, совместные творческие дела, праздники. экскурсии, выходы на природу.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововедение».
Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем , способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:
Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
Соблазны и пути их преодоления.
«За и против» школьной формы.
Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Семейные клубы . В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта » и «Телефон доверия ». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Сотрудничество психолога, педагога и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.
Вечера вопросов и ответов . Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, педагоги, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Участие родителей в Интернет-форумах и блиц-опросах . Задачей учителя является информирование родителей о времени и тематики опросов и форумов. Родители, имеющие выход в интернет, с удовольствием принимают участие в этой деятельности.
Таким образом, взаимодействие образовательной организации с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Организация совместных досуговых мероприятий .
Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формыдосуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
Заключение.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Задачи по взаимодействию с семьей | Форма работы с родителями |
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей | Индивидуальные формы работы : беседы, Наглядно-информационные формы работы информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации) информационно-аналитическая (опросы, анкетирование) |
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы | Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество. |
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии | Совместные мероприятия педагогов и родителей : тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания |
Проект на тему: "Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями"
Введение.
Часть 1. Теоретическая. Взаимодействия ДОУ и семьи.
- Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
- Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями.
- Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.
Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы по взаимодействию ДОУ с родителями в клубе «Активисты нашей семьи» .
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
Введение
Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.
В настоящее время наблюдается:
- Ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального)
- Стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости
- Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
- Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
- Личностные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях) , отсутствие понимания; событийные кризисы)
- Глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)
Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов ДОУ (психологов, воспитателей, логопедов, медицинского работника) . Семье нужна поддержка и сопровождение.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие с родителями позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье. Поэтому самой эффективной формой работы по взаимодействию с родителями я считаю создание в ДОУ семейного клуба.
Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.
Тип проекта: инновационно - исследовательский, открытый, коллективный, продолжительный.
Цель проекта: изучить инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями на примере деятельности клуба «Активисты нашей семьи» .
Задачи проекта:
- Описать инновационные формы работы с родителями.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Раскрыть содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи» .
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-7 лет.
Срок реализации проекта: 1 учебный год.
Итоговое событие:
Презентация «Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями» .
Часть 1.Теоретическая.
Взаимодействия ДОУ и семьи.
Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой
семьи. Детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
В процессе работы с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:
- педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками
- несформированность у родителей «педагогической рефлексии» , неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами
Преобладание рационализма в общении педагогов с родителями, педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
С целью решения вышеизложенных проблем, педагоги и воспитатели ищут новые формы сотрудничества с родителями.
1. 1.Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Сотрудничество- это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Для этого нужно сделать следующие условия:
Личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах.
Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает поделки, мама беседует о здоровье) .
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
- Психология доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей.
- Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
- Информация должна быть динамичной.
- Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
- Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
- Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания) .
- Линия воздействия на семью через ребенка.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей) .
Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?
- формировать представления об этапах развития личности ребенка
Выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
При анализе планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации. Например, во второй группе детей раннего возраста много внимания необходимо уделять роли семьи в адаптации к дошкольному учреждению, в средней группе - роли в формировании познавательных интересов, трудолюбия у детей, в старших группах - обучению детей, воспитанию у них чувства ответственности за выполнение обязанностей, подготовке детей к школе и т. п.
Существует четыре формы организации работы с родителями:
- информационно – аналитическая
- досуговая
- познавательная
- наглядно – информационная.
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители» , содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.
В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке) . Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение» ) .
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) . Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов) . Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?» , «Как воспитать у детей интерес к книге» , «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?» .
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки» , чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей» , «Приобщение детей к национальной культуре» , «Роль семьи в воспитании ребенка» ) . К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки» . Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Вечера вопросов и ответов. Представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за «круглым столом» . Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Семейные клубы - это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей.
1. 3. Инновационная форма работы с родителями – семейный клуб.
Семейный клуб – это объединение родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими) , а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях.
Семейные клубы полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Такие клубы необходимы и единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с другими детьми. Являясь членами дружного семейного клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными.
Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересов и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединение разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей и педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду.
При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Использование такой формы важно и необходимо, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря семейному клубу устанавливается тесная связь «семья- детский сад» .
Часть 2. Практическая. Содержание инновационной работы с родителями ДОУ в клубе «Активисты нашей семьи»
С рождением малыша в каждой семье прибавляется хлопот и тревог. Как вырастить здорового ребёнка? Когда начинать развивать его способности? Время летит быстро…
И вот малыш идёт в детский сад. Что чувствует родитель? Радость и облегчение: теперь не только он ответственен за судьбу своего чада, ему будут помогать специалисты. Но вместе с тем растёт и чувство тревоги. Не меньше тревог и у педагогов. Как снизить стресс у детей и обеспечить им комфортное пребывание в детском саду с первых дней? Как сплотить детей и родителей в единый коллектив? Как донести до них, что мы желаем добра им и их малышам. Как объяснить, что в суете повседневных дел нельзя забывать, что детство – самый ценный период в жизни каждого ребёнка.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей воспитателями был организован семейный клуб «Активисты нашей семьи» . Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.
В работе семейного клуба, особое внимание воспитатели уделяли изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей. Для этого проводились родительские собрания, в ходе которых родители познакомились с требованиями и правилами воспитания детей в детском саду.
Общие принципы взаимодействия членов клуба
- Принцип добровольности и открытости.
- Принцип равенства.
- Принцип общности.
- Принцип уважения и понимания друг друга.
- Принцип активности.
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.
- Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
- Принцип стремления к здоровому образу жизни.
Основные направления работы семейного клуба «Активисты нашей семьи» :
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
- Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия;
- Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
Цели семейного клуба «Активисты нашей семьи» .
Основная цель создания семейного клуба «Активисты нашей семьи» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей, расширение форм работы с родителями.
Основные задачи семейного клуба «Активисты нашей семьи» :
- повышение педагогической культуры родителей и совершенствование условий воспитания ребенка в семье и в детском саду
- обмен позитивным опытом семейного воспитания
Инициирование и реализация новых форм работы организации воспитательной работы.
Структура клуба " Активисты нашей семьи "
Структура клуба «Активисты нашей семьи"
"Социально-медицинский блок"
"Досуговый блок"
"Педагогический блок"
- Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
- Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
- Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство
- Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата
- Принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей
- Сформировать оптимальные детско-родительские отношения
3. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
4. Работа клуба организуется с учетом возраста детей.
5. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц.
6. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
Планирование работы семейного клуба.
Работа клуба планируется совместно с родителями и воспитателем. При планировании мы учитываем пожелания родителей и психолого-педагогическую необходимость. Мы стараемся сделать так, чтобы родители детей каждого возраста смогли посетить хотя бы две встречи в клубе. Кроме этого планируются такие детско-родительские мероприятия, как выставки, проекты, конкурсы.
Формы взаимодействия в семейном клубе.
Мы используем открытые занятия, досуги, праздники, очень большое количество игр, и как показывает практика, родителей не пугает, если им приходится становиться в позицию ребенка. Главное в клубной работе - преподнесение психолого-педагогических знаний должно быть вдохновляющим! Современные технические средства позволяют сделать встречи с родителями яркими и запоминающимися.
В каждом ДОУ существует группа родителей, которые не проявляют интереса к жизни детского сада. Есть такая группа родителей и у нас, к счастью не слишком многочисленная. Однако, мы заметили, повышению интереса родителей к детским выставкам, а так же организации выставок детско-родительских работ. Чем мы очень активно пользуемся.
Клубная работа, на наш взгляд не должна ограничиваться просвещением. Большое значение имеют детско-родительские досуги и праздники, на которых веселое общение помогает установлению гармоничных отношений как между родителями и детьми, так и между педагогами и родителями. Такие встречи помогают родителям увидеть педагогов с новой стороны, а педагогам дают возможность подметить особенности семьи.
В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения. Мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, в выставках, праздниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.
Семейный клуб, как показывает наш опыт чрезвычайно интересная и эффективная форма взаимодействия с родителями.
Конечно, кроме клубной работы мы используем и традиционные формы взаимодействия с семьей. Нельзя обойтись без индивидуальных консультаций воспитателей. Необходимо только помнить, что востребованность нашей работы зависит от нашего профессионализма и нашей творческой заинтересованности.
Заключение
Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
- Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
- Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
- Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
- Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
- Обобщению опыта семейного воспитания.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Жукова Лилия Абузяровна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ "ЛИК" "Детский сад №17"
Населённый пункт:
г.о.Отрадный, Самарская область
Наименование материала:
Электронная презентация
Тема:
"Инновационные формы работы с родителями"
Дата публикации:
13.11.2017
Раздел:
дошкольное образование
СП ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК» «Детский сад №17»
г.о.Отрадный 2017
«Инновационные формы
работы с родителями
в ДОУ»
Подготовила: Жукова Л.А.
ИДЕЯ
Главная идея взаимодействия педагога с
родителями – это сотрудничество!
Сотрудничество предполагает не только
взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимодоверие,
взаимовлияние.
Активная совместная работа педагогов и
родителей позволяет лучше узнать друг
друга, способствует усилению
взаимоотношений.
ЦЕЛЬ
Создание условий для благоприятного
климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и
партнерских отношений с
родителями.
Вовлечение семьи в единое
образовательное пространство.
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
* Родительские собрания.
* Консультации.
* Анкетирование, опросы.
* Информационные стенды, папки.
* Дни открытых дверей.
* Индивидуальные беседы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
* Семейная игротека (семейное чтение, играем
* Участие в проектах («Моя
семья», «Путешествие одного
слова и др.).
* Уют руками родителей.
* Инновационный подход – создание
электронной страницы группы в
интернете.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
* Тренинги.
* Семейные гостиные.
* Мастер-классы.
* Ведение сайта ДОУ.
* День добрых дел.
* Круглый стол.
* Семейные вернисажи.
* День открытых дверей.
* Устный педагогический журнал.
* Кафедра семейных традиций.
* Вечер вопросов и ответов.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
ЗАКОН ПЕДАГОГА:
«УЛЫБКА»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Создание комфорта в группе
Легкое общение
Взаимопонимание
Активное участие родителей в жизни группы
Мотивация педагогов к новым идеям
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ: - родительское собрание на тему
«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»;
Выставка совместного творчества на тему
«Осенние фантазии» (поделки, рисунки);
Педагогическая лаборатория (обсуждение
участия родителей в совместных мероприятиях
на текущий учебный год);
Социальный проект на тему «Моя город – моя
Продолжение работы в интернет - группе Viber;
ОКТЯБРЬ: - читательская конференция для детей
(мама Воронцова Т.А. проводит досуг чтения по
мотивам произведения С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке», затем сказка обсуждается и
проигрываются отдельные эпизоды);
Совместное спортивное развлечение «Папа,
мама, я – спортивная семья!» (совместно с
инструктором по физкультуре);
Создание «Книжкиной копилки» (совместная
работа по пополнению содержания «Книжкиной
копилки» по теме недели);
Подготовка и проведение осеннего утренника;
Акция «Сбор макулатуры»
НОЯБРЬ: - день добрых дел (совместное «лечение» книг);
Маршрут выходного дня к памятным местам города;
Встреча с логопедом Бураковой А.В. На тему
«Артикуляционная гимнастика как средство развития
артикуляционного аппарата;
Творческая выставка «Волшебные руки наших мам!»;
День открытых дверей, посвященный Всероссийскому дню
ДЕКАБРЬ: игровое моделирование (ролевое проигрывание
проблемных ситуаций семейного воспитания)4
Мини-эксперимент (включение родителей в
исследовательскую деятельность);
Подготовка и проведение новогоднего утренника
ЯНВАРЬ: - создание медиатеки;
Уют руками родителей (создание из фанеры
ширмы, мобильных стеллажей);
Семинар-практикум (взаимодействие в триаде
родитель-психолог-педагог);
ФЕВРАЛЬ: - посещение семей;
Семейная игротека «Играем и
экспериментируем» (игры на кухне, игры на
природе);
Совместный досуг;
Семейный клуб «Активисты нашей семьи»
МАРТ: - мастер-класс по экспериментальной
деятельности для родителей;
Педагогическая ширма (вопрос-ответ, практические
советы по узкой теме);
Экологическая тропа;
Совместная подготовка и проведение утренника,
АПРЕЛЬ: - родительский клуб(взаимный обмен опыта
знаний по проблемам воспитания детей,
способствующий углублению понимания и изменению
некоторых жизненных представлений участников);
Деловая игра;
Встреча с интересными людьми
МАЙ: - бюро педагогических услуг;
Семейный вернисаж на тему…..;
Практический семинар «Знания ПДД родителями»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Родительское собрание на тему
«Ознакомление родителей с ФГОС ДО»
с использованием электронной
презентации
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уют руками родителей (оформление кукольного уголка из подручных средств)
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Совместная творческая выставка поделок и рисунков на тему «Осенние
фантазии»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Акция «Сбор макулатуры»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
Мастер - класс
В ПЛАНАХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СОВМЕСТНОЙ
РАБОТЫ
* Внедрение родительского опыта через
форумы, родительские клубы, создание
медиатеки, организацию
тематических вечеров,
организацию совместных
театральных постановок,
маршрутов выходного дня,
коммуникативные тренинги
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
УСПЕШНОЙ РАБОТЫ